ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

«Компас Аксиологос»

 

  • Из этого раздела ты узнаешь, почему каждый человек должен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшим образом и какое значение это имеет для государства.

Подобно Космосу и Человеческой душе, у которых есть три начала:

разумное, яростное и вожделенное,

в государстве есть также три начала:

совещательное, защитное и деловое,

которым должно соответствовать три сословия:

  • разумному началу души отвечают философы - правители,
  • яростному началу - воины-охранители,
  • деловому - земледельцы и ремесленники.

Самовольный переход из низшего сословия в высший недопустим и является тягчайшим преступлением, так как он не соответствует иерархической соподчиненности начал во имя целого:

способности рассуждать (т.е. философам, носителям этой способности) подобает господствовать;

яростному началу (т.е. воинам) - быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу;

оба этих начала управляют началом вожделеющих (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которые "по своей природе ищут богатства".

Идеальное государство Платона — хорошо отлаженная система обучения и воспитания, которая должна способствовать воспроизводству трех сословий. Важную роль в этой системе играет не только изучение математики и философии, но и распространение благородной мысли о том, что, хотя люди и рождаются неравными, их долг как членов полюса - жить в мире, согласии и братстве.

"Идеальное" государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями:

мудростью, мужеством, рассудительностью и справедливостью.

Государство должно обладать силой собственной организации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения, должно осуществлять систематическое снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами, в-третьих, должно направлять

высокое развитие духовной деятельности творчества.

Выполнение всех этих задач означало бы осуществление идеи блага как высшей “идеи", правящей миром.

Также государственное устройство Платона предполагает тоталитарную систему разделения людей на разряды, которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс, и достигается

путем длительного воспитания и самосовершенствования.

Переход этот осуществляется под руководством правителей. Характерно, что если даже среди правителей появится человек, больше подходящий для низшего класса, то его необходимо "понизить" без сожаления. Таким образом, Платон считает, что для благосостояния государства

каждый человек должен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшим образом.

Если человек будет заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для "идеального" государства.

Когда же человек незаслуженно из сапожника (первый класс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженно становится правителем (третий класс), то это грозит крахом всему государству, поэтому такой "перескок" считается "высшим преступлением" против системы, ведь для блага всего государства в целом человек должен делать только то дело, к которому он наилучшим образом приспособлен.

Таким образом, правящие классы государства Платона составляют коммунистическое единство. Этот коммунизм, как уже говорилось, не допускает среди высших классов бедности или богатства, а, следовательно, по логике автора, уничтожает среди них раздоры.

Прообраз власти у Платона - это пастух, пасущий стадо, где пастухи - это правители, воины - это сторожевые собаки. Чтобы удержать стадо овец в порядке, пастухи и собаки должны быть едины в своих действиях и обращаться с "человеческим стадом", как мудрые, но жестко-сердечные пастухи со своими овцами.

Само определение “идеальное” говорит о том, что Платон представляет саму “идею” государства, и хотел бы, чтобы она воплотилась на земле

в как можно менее искаженном виде.

  • В основе идеального государства лежит “идея” блага, или принцип справедливости, который определяет место и занятие для каждого гражданина и сплачивает все части государства в гармоническое целое.
  • Государственная система должна обладать свойствами нравственной, экономической и политической организации, которые все вместе обеспечат решение основных задач:
  • защита государства, обеспечение всех членов общества необходимыми материальными благами и руководство их духовной и творческой деятельностью.

Благо же заключается в четырех главных доблестях:

мудрости, мужестве, сдерживающей мере и справедливости.

Идеальное государство имеет четкое сословное деление его членов, основанное на разделении этих доблестей, а кроме этого оно соответствует началам, присутствующим в душе каждого человека:

Начала человеческой души

Сословия в государстве

Распределение доблестей

 

Разум

Правители

Справедливость, сдерживающая мера и мудрость

 

Яростный дух

Стражи

Справедливость, сдерживающая мера и мужество

 

Вожделение

Земледельцы и ремесленники

Справедливость и сдерживающая мера

 
       

Основной принцип построения государства Платон видит в разделении труда: каждый делает то, что у него получается лучше всего, снабжая продуктами своего труда других членов государства, а взамен получая от каждого из них то, что нужно ему.

Разделение труда порождает многочисленные, четко дифференцированные отрасли, производящие для государства продукты либо так или иначе способствующие производству и потреблению.

Стражи должны обучаться гимнастике и математике. Музыка и поэзия для их образования должна тщательно подбираться: в идеальное государство допускаются

только те стихи и звуки, которые воспитывают мужество и бесстрашие, а ни в коем случае не те, которые нагоняют меланхолию

или напоминают о смерти. Стражи должны жить отдельно ото всех и не иметь никакой собственности. Как “стадом” управляют “пастухи”, так во главе государства должны стоять правители.

В Прекрасном городе ими должны быть только философы — люди, которым открыто высшее знание - сами “идеи”.

Говоря о правителях идеального государства, осталось только привести знаменитые слова Платона:

“Пока в государствах не будут царствовать философы либо как называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино - государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, не увидит солнечного света государственное устройство, которое мы только что описали словесно” (Гос-во, 267).

Каждый должен заниматься своим делом, другого пути нет. Три класса в равной мере необходимы идеальному государству и, взятые все вместе, являют великое и прекрасное.

Философия Платона не раз возрождалась на протяжении истории под именем платонизма. В политике платонизм выражается в превосходстве общегосударственных интересов перед частными; закон подчинения гражданина государству понимается как справедливость и становится залогом спасения и будущего блаженства каждой человеческой души.

Влияние Платона было явным в первые века нашей эры, когда формировалось христианское мировоззрение. Что-то из его учения вобрал в себя Гегель и его идеалистическая диалектика.

В нашей стране важно влияние Платона именно как мастера диалогического искусства. Изучение теории и практики античного диалога, оказавшего огромное влияние на мировое диалоговое и риторическое искусство, может помочь делу возрождения в нашу пору культуры античного диалектического мышления, выработке необходимых навыков творческого, в противоположность догматическому, мышления.

Опыт древних греков сегодня актуален и необходим, ибо мы по существу стоим перед теми же проблемами, в которых пытались разобраться граждане древнегреческих полисов.

Идеальный полис Платона